uguugu_sovetik (uguugu_sovetik) wrote,
uguugu_sovetik
uguugu_sovetik

Рабиндранат Тагор...

Письма о России.

(продолжение)

                                                                Пальцы на ногах были такими же, как и на руках…

                                                                Но они отреклись от своего прошлого.

                                                                Рабиндранат Тагор, из книги «Залётные птицы».

 

Не забывай, что революция, сбросившая царское самодержавие, произошла в 1917 году, то есть всего тринадцать лет назад! И все эти годы им приходилось преодолевать ожесточённое сопротивление как внутри, так и вне страны. И никто не помогал им в их тяжёлой работе по перестройке государственной системы. Обломки отвратительного прошлого загромождали их путь. Прежде чем доплыть до берегов новой эры, им пришлось пересекать бурное море гражданской войны, в то время как Англия и Америка тайно и явно старались превратить бурю в смертоносный ураган. Ресурсы их незначительны, кредитом у иностранных торговцев они не пользуются. Из-за слабости отечественной промышленности производительность страны крайне низка. Поэтому, чтобы пройти период испытаний, им приходится продавать продукты питания. И в то же время они вынуждены полностью сохранять самую непроизводительную часть государственной машины – армию. Это неизбежно, потому что сегодня их окружают враждебные державы, чьи арсеналы переполнены до отказа. Я помню, как советское предложение о разоружении напугало миротворцев из Лиги наций! Советы не собираются вечно наращивать свои вооружённые силы, их цель иная. Поскольку они стремятся осуществить свой идеал путём создания совершенной и широкой системы просвещения и здравоохранения, путём повышения жизненного уровня масс, им прежде всего необходим прочный мир. Но ты хорошо знаешь, что заправилы Лиги наций, сколько бы они ни кричали о мире, в душе отнюдь не хотели расстраивать разбойничьих замыслов. Поэтому во всех империалистических странах лес штыков растёт быстрее колосьев на полях. Кроме того, нельзя забывать о том, что в России был страшный голод, и неизвестно, какое количество людей погибло. Пережив это бедствие, они строят здание новой эры всего восемь лет, строят, несмотря на отсутствие всякой помощи извне. Задача предстоит нелёгкая – их обширное государство раскинулось на просторах Европы и Азии. Разных национальностей здесь даже больше, чем в Индии, контрасты между условиями жизни и духовным складом этих народов гораздо резче и многочисленнее. С многообразием национальностей связан целый комплекс мировых проблем, хотя и в уменьшенном масштабе, но усложнённых разнообразием жизненных условий.

Всего десять лет назад они были так же безграмотны, голодны и беспомощны, как простой народ нашей страны; их опутывали такие же суеверия и такой же слепой религиозный фанатизм. В горе и нищете они клали земные поклоны перед алтарями своего бога; они боялись мира загробного и немели перед священниками, они страшились мира земного и склонялись перед царём, купцами и помещиками – их уделом было чистить сапоги тем, кто пинал их этими же самыми сапогами.

Их обычаи не менялись тысячелетиями, их телеги, прялки и маслобойки были прадедовских времён, и любая попытка что-либо усовершенствовать грозила вызвать бунт. Призрак прошлого до сих пор сидит на шее нашего трёхсотмиллионного народа, закрывая ему сзади глаза руками, - с ними было то же самое. Как же мне, несчастному индийцу, не удивляться, когда я вижу, что они всего за несколько лет избавились от вековых наслоений невежества и бессилия?

Побывав в московском Доме крестьянина, я обнаружил, что это у них нечто вроде клуба. Такие клубы в России повсюду – в больших и малых городах, в деревнях. В них всё приспособлено для того, чтобы можно было проводить беседы о сельском хозяйстве и социальных науках, обучать неграмотных чтению и письму, а также читать крестьянам лекции о научных методах земледелия в специальных классах.

Я попросил: «Скажите мне честно, согласны вы с обобществлением личной собственности в колхозах или нет?». – Заведующий Домом крестьянина предложил выразить общее мнение голосованием. И я увидел, что многие из присутствующих недовольны. Я просил объяснить мне причину, но никто не мог этого сделать как следует. Один сказал: «Я и сам толком не знаю». – Очевидно, причина кроется в человеческом характере. Мы привязаны к своим вещам, так повелось искони. Мы хотим выразить себя, и собственность является одним из средств самовыражения. Те, у кого есть высшие средства самовыражения, поистине великие люди, они могут пренебрегать собственностью и расставаться с нею без сожалений. Но для обычного человека собственность выражает его индивидуальность, и, теряя её, он как бы теряет дар речи. Если бы собственность была только средством поддержания жизни, а не самовыражения, человека было бы проще убедить силой доводов, что именно отказ от личной собственности улучшит условия его существования. Высшие средства самовыражения, такие, как ум или талант, нельзя отнять силой. Собственность же можно просто конфисковать. Вот почему вопрос о разделе собственности и праве ею пользоваться порождает в обществе бесконечные распри, ложи и безмерную жестокость.

Я думаю, что эту проблему возможно решить лишь путём компромисса: то есть частная собственность останется, однако права её владельцев должны быть ограничены. Излишки собственности, превышающие определённые нормы, необходимо изымать в пользу общества. Только тогда собственность не будет порождать алчность, коварство и жестокость.

Советы пытаются разрешить эту проблему целиком и полностью. Поэтому им всё время приходится прибегать к принуждению. Речь идёт не о том, что человеку не нужна свобода, а о том, что ему нужно избавиться от эгоизма! Короче, каждый должен владеть чем-то своим, а всем остальным пусть владеет общество. Истинное решение проблемы заключается только в признании и личного и не личного. Отрицание того или другого в равной степени противоречит человеческой природе.  Европейцы слишком полагаются на силу. Сила хороша лишь там, где она действительно необходима, в противном случае она есть зло. И чем упорнее мы стараемся подчинить истину человечности грубому насилию, тем шире разделяющая их пропасть.

Последнее время я часто с ужасом вспоминаю зверские расправы в Дакке. Какая нечеловеческая жестокость, а в английских газетах об этом ни слова! Если в Англии кто-нибудь погибает в автомобильной катастрофе, об этом кричат на всех перекрёстках, а жизнь и честь нашего беспомощного народа они не ставят ни во что. Тот, кто ценится дешевле дешёвого, никогда не добьётся справедливости! Наши жалобы и стенания не доходят до мира: все пути перед нами закрыты. В то же время англичане владеют всеми средствами для распространения о нас любой клеветы.

Ничего не делая для того, чтобы устранить причину презрительного отношения к нам, мы тем самым даём людям повод презирать нас, и это – тягчайшая расплата за нашу слабость. Всестороннее образование – путь к решению большинства проблем. Но для нас этот путь закрыт, ибо Закон и Порядок не оставили нам ни малейшей лазейки: казна опустошена! Из всех видов общественной деятельности самым важным я считаю пробуждение в людях уверенности в себе, чувства собственного достоинства.- Вот почему, когда я услышал, что в России народное просвещение, зародившееся почти на пустом месте, приобрело гигантский размах, я решил поехать туда во что бы то ни стало… Они в России поняли, что только образование может сделать слабого сильным, ибо от него зависит всё остальное – пища, здоровье и мир в стране. Наши же «Закон и Порядок» обрекают нас на голод и духовную нищету, а ведь для поддержания их нам приходится отдавать всё до последней нитки.

Сегодня эти люди, сами определяющие свою судьбу, ещё не так сильны, как англичане. Они пришли к власти только в 1917 году, у них не было ни средств, ни времени, чтобы обеспечить политическую устойчивость государства, и им приходилось ежедневно думать о врагах, как внутренних, так и внешних, - ведь даже англичане и американцы явно и тайно поддерживали контрреволюцию! Вот почему трудности поставленной ими перед собой цели – поднять весь народ, сделать его жизнедеятельным и просвещённым – неизмеримо больше «трудностей», стоящих перед правительством Индии.

Исходя из всего этого, я не ждал от России многого. Мы так часто обманывались в своих ожиданиях, и так редко они оправдывали наше доверие. Я прибыл в Россию с едва теплящейся надеждой, на какую способен гражданин нашей несчастной страны. Но то, что я увидел повергло меня в изумление. У меня было слишком мало времени, чтобы выяснить, в какой мере здесь существует, а может быть, вовсе не существует Закон и Порядок. Мне говорят, что здесь нередко прибегают к принуждению и даже, случается, осуждают без суда, что здесь существуют все свободы, кроме свободы противодействия властям. Но это лишь теневая сторона Луны, а я хотел увидеть её светлую сторону. И свет, который я увидел, поражал меня – мёртвое ожило!

Говорят, что в некоторых святых местах Европы мгновенно, божьей милостью, исцелялись хронические паралитики. То же самое произошло здесь. В мгновение ока костыли превратились в колесницы, а презренные пешие воины за десять лет превратились во всадников. Среди народов мира Россия стоит теперь с высоко поднятой головою: разум её независим и руки свободны!

Русские революционеры с корнем вырвали сорняки прежней религии и государства, которые веками глушили разум народа и высасывали из него все жизненные соки. Сердце радуется, когда видишь, какую свободу обрели за короткий срок люди, так долго томившиеся в оковах! Ибо ни один правитель, каким бы он ни был тираном и как бы ни сковывал своих подданных цепями, не может быть более страшным врагом, чем религия, которая несёт с собою невежество и убивает свободу духа. Давно известно, что правитель, стремящийся держать народ в рабстве, находит верного союзника в религии, которая держит народ в темноте. Религия подобна злой волшебнице: обнимая, она завораживает, а заворожив – опаивает смертоносным ядом. Стрелы веры страшнее боевых стрел, потому что они глубже проникают в сердце и убивают, не причиняя боли.

Советы спасли страну от унижений царизма и самоунижения духовного рабства, и сколько бы их не осуждали священники разных стран, я не могу их осудить. Атеизм куда лучше религиозного фанатизма.

Страшная тяжесть царского гнёта и религии давила на плечи России, а сегодня каждый, кто приедет сюда, увидит собственными глазами, какие огромные возможности открылись перед страной, когда это бремя сброшено.

 

 

Источник: Рабиндранат Тагор, Собрание сочинений, т. 12, изд. «Художественная литература», М., 1965г. Тираж 92 500. Страниц 450. Цена 1руб. 10коп.

 

Subscribe

  • Можно и так.

    Я вам, ребята, на мозги не капаю. Но вот вам перегиб и парадокс… В. Высоцкий. Оценки хода политических событий и сама логика…

  • Об экзотике…

    Последняя версия о причинах звонка Джо Байдена Владимиру Путину. – США решили заманить В. Путина в третью страну, где всё, тем не менее,…

  • О головокружениях.

    Головокружения бывают разные. О болезнях не будем. Тут о политике… О головокружении от успехов писал И. Сталин. И об этом не будем. Головокружения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments